Светофорная маркировка пищевой продукции

Светофорная маркировка пищевой продукции

    Не так давно, в 2018 году, в России была введена система добровольной цветовой маркировки пищевой ценности продуктов питания. Она позволяет потребителю с первого взгляда определить соответствует ли содержание сахара, жира и соли в продукте научно-обоснованным нормам для здорового питания. Методические рекомендации (далее МР) по цветовой индикации на маркировке пищевой продукции ("светофорной" маркировке) МР 2.3.0122-18 были опубликованы на сайте Роспотребнадзора.[1] Авторы документа заявляли в СМИ, что со временем данная система маркировки может стать обязательной. В данной статье мы попробуем разобраться в требованиях документа, касающихся содержания сахара.

    В МР 2.3.0122-18 содержится утверждение о том, что в Российской Федерации наблюдается тенденция роста числа заболеваний, связанных с нарушением структуры питания. Это происходит в том числе из-за потребления пищевой продукции с высоким содержанием сахара, соли, жира, в т.ч. жира с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот. К таким заболеваниям относятся: избыточная масса тела, ожирение, сахарный диабет II типа, сердечнососудистые заболевания. Если принять во внимание эти данные, предложенная система маркировки является действительно крайне важной и своевременной.

    В частности, в документе предлагается указывать содержание добавленных сахаров в пищевой продукции с цветовой индикацией, в зависимости от их закладки в рецептуру:

    МР 2.3.0122-18 вводит и определение термина «добавленные (свободные) сахара» - моно- и дисахариды, внесенные в пищевую продукцию при производстве, приготовлении и/или непосредственном употреблении, в том числе натуральные сахара, представленные в меде, сиропах, фруктовых соках и др. Данное определение термина унифицировано с «Руководством по потреблению сахаров взрослыми и детьми», принятым Всемирной организации здравоохранения. Рекомендации данного руководства основаны на документально зарегистрированных последствиях потребления «свободных сахаров» для здоровья.[2] Эти сахара включают моносахариды и дисахариды, добавляемые в пищевые продукты производителями, поварами или потребителями, и сахара, естественным образом содержащиеся в меде, сиропах, фруктовых соках и концентратах фруктовых соков. Свободные сахара отличаются от естественных сахаров, содержащихся в цельных свежих фруктах и овощах. Зарегистрированных данных о связи потребления естественных сахаров с неблагоприятными последствиями для здоровья нет, поэтому рекомендации данного руководства не относятся к потреблению естественных сахаров, содержащихся в цельных свежих фруктах и овощах.

    Исходя из определения термина «добавленные (свободные) сахара», государственный надзор за соблюдением изготовителями правил цветовой маркировки должен осуществляться на основе изучения используемых рецептур (что трудновыполнимо, поскольку рецептуры являются внутренними документами предприятия), а не только лишь по результатам лабораторного контроля фактического содержания сахаров (суммы моно- и дисахаридов) в продукте. Как известно основные сырьевые компоненты (мука, молоко, фрукты и т.п.) почти всегда содержат сахара природного (естественного) происхождения, которые могут вносить довольно существенный вклад в общее содержание моно- и дисахаридов. К примеру, содержание сахаров (в основном лактозы) в йогуртах «без добавления сахара» обычно составляет около 6 г/100 г. Количественное лабораторное определение отдельных компонентов углеводного состава продукта также не всегда решает проблему, поскольку изготовителями могут использоваться для подслащивания те же сахара, что исходно присутствуют в основном сырье.

    Следует обратить внимание, что требования МР 2.3.0122-18 не синхронизированы с техническим регламентом ТР ТС 022/2011, устанавливающим обязательные требования к маркировке пищевой продукции. Технический регламент устанавливает, что изготовитель вправе разместить на упаковке заявление «Низкое содержание сахара» только если общее содержание сахаров в продукте составляет не более 5 г на 100 г для твердой пищевой продукции или для жидкостей не более чем 2,5 г на 100 мл. Цифры в двух документах совпадают, но в МР речь идет не только о добавленных сахарах, а в ТР - об общем количестве моно- и дисахаридов в продукте.

    В целом, данные методические рекомендации вызывают целый ряд вопросов при их детальном изучении. В частности, вызывает удивление исключение сахаристых и мучных кондитерских изделий, а также напитков на подсластителях из перечня продукции, которая может маркироваться «светофором».

    Рекомендуемый уровень суммарного суточного поступления с рационом сахара, рассчитанный с позиций современной нутрициологии и основанный на результатах многочисленных фундаментальных и эпидемиологических исследований, составляет < 50 г/сутки (или < 10% калорийности рациона из расчета 2000 ккал/сутки). В МР 2.3.0122-18 приведены данные, что фактически население России потребляет в среднем 90 г сахара в сутки, что почти в два раза превышает вышеуказанные научные рекомендации.

    В таб. 1 МР 2.3.0122-18 указано, что кондитерские изделия (включая сахар) потребляются населением в больших количествах и являются главным источником сахаров в рационе (72% от общего потребления сахаров). Казалось бы, для снижения общего потребления сахаров населением следовало бы сосредоточить усилия как раз на кондитерской продукции.

    К большому удивлению специалистов, сахаристые и мучные кондитерские изделия исключены авторами методических рекомендаций из сферы действия данного документа, как указано в тексте, «вследствие высокого содержания в их составе добавленного сахара для достижения заданного вкусового эффекта». Это тем более выглядит странным с учетом добровольности применения данной схемы маркировки. В России существует множество кондитерских предприятий, которые уже много лет выпускают изделия «с пониженным содержанием сахара» и «без добавления сахара». Такие предприятия как раз были бы высоко заинтересованы в использовании «светофорной» маркировки, чтобы подчеркнуть отличительные признаки своей продукции. На рынке пищевых ингредиентов широко представлены сахароспирты, растворимые пищевые волокна, натуральные и искусственные интенсивные подсластители, которые позволяют, при правильном их использовании, заменить сахар в рецептуре без какого-либо ущерба для вкусовых свойств и текстуры кондитерских изделий.

    Всемирная организация здравоохранения обращает особое внимание на риски для здоровья, связанные с потреблением безалкогольных напитков, в связи с высоким содержанием в них свободных сахаров.[2] Остается неясным, по какой причине, напитки, содержащие подсластители вместо сахара, либо для снижения уровня сахара, также исключены из системы «светофорной» маркировки в России.

    По сообщениям СМИ в настоящее время разрабатываются изменения к МР 2.3.0122-18. Будем надеяться, что разработчики документа увидят вышеуказанные противоречия и устранят их.

    P.S. На этой неделе Государственная Дума лишила налоговых льгот пальмовое масло, являющееся источником вредных для здоровья насыщенных жирных кислот. Теперь будет применяться стандартная ставка 20% вместо льготной ставки 10%. Не следует ли, продолжая это правильное начинание, установить стандартную ставку 20% и для сахара? Есть ли смысл продолжать стимулировать производство и, соответственно, использование российской пищевой промышленностью сахара, потребление которого населением и так двукратно превышает разумные нормы? К слову сказать, ингредиенты – заменители сахара, облагаются НДС по ставке 20%, и в России до сих пор практически не производятся.



[1] МР 2.3.0122-18 "Цветовая индикация на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей".

[2] Руководство по потреблению сахаров взрослыми и детьми. Всемирная организация здравоохранения, 2015 г.

Статья была вам полезна?
Да ( 7 )
Нет ( 0 )
Наш сайт использует технологию cookies. Оставаясь на ресурсе, Вы принимаете Соглашение об использовании файлов cookies.
Подтвердить согласие